Мы в соцсетях:

Google+ Вконтакте facebook
Первая консультация бесплатно

Федеральный Закон О Конкуренции и Ограничении Монополистической Деятельности на Товарных Рынках Принят Государственной Думой 22 марта 1991 года (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Закона 

Статья 1.1. Антимонопольное законодательство 

Статья 2. Сфера применения Закона 

Статья 3. Антимонопольные органы 

Статья 4. Определение основных понятий 

 

Раздел II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке 

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию 

Статья 7. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции 

Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию 

Статья 9. Недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления 

 

Раздел III. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции 

 

Раздел IV. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

Статья 11. Задачи и функции федерального антимонопольного органа 

Статья 12. Полномочия федерального антимонопольного органа 

Статья 13. Право доступа к информации 

Статья 14. Обязанность по представлению информации федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) 

Статья 15. Обязанности федерального антимонопольного органа (территориального органа) по соблюдению коммерческой тайны 

Статья 16. Содействие развитию товарных рынков, конкуренции и поддержка предпринимательства 

 

Раздел V. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 17. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений 

Статья 18. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях 

Статья 19. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью 

Статья 20. Обжалование решений федерального антимонопольного органа (территориального органа), принятых на основании статей 17, 18 и 19 настоящего Закона 

Статья 21. Учет аффилированных лиц 

 

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 22. Обязательность исполнения предписания федерального антимонопольного органа 

Статья 22.1. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства 

Статья 23. Ответственность коммерческих и некоммерческих организаций 

Статья 24. Ответственность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан 

Статья 25. Ответственность должностных лиц федерального антимонопольного органа за нарушение настоящего Закона 

Статья 26. Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъектам 

 

Раздел VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА)

Статья 27. Основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства федеральным антимонопольным органом 

Статья 28. Порядок обжалования решений и предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа) 

Статья 29. орядок исполнения предписаний и других решений федерального антимонопольного органа (территориального органа)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Закона 

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. 

Статья 1.1. Антимонопольное законодательство 

(введена Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. 

Статья 2. Сфера применения Закона 

1. Закон действует на всей территории Российской Федерации. 

Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

3. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации. (п. 3 в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

-------------------------------------------------------------------------- 

примечание: 

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, 

рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых

услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг,

регулируются Федеральным законом от 23.06.1999 N 117-ФЗ. 

-------------------------------------------------------------------------- 

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора. (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Статья 3. Антимонопольные органы 

(в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

1. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. (п. 1 в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

2. Исключен. - Федеральный закон от 06.05.1998 N 70-ФЗ. 

3. Основные задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

4. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц. (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

5. Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом. 

Федеральный антимонопольный орган наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

-------------------------------------------------------------------------- 

примечание: 

Приказом МАП РФ от 17.11.1999 N 441 утверждено

Положение о территориальном управлении МАП России. 

-------------------------------------------------------------------------- 

6. Средства на содержание антимонопольных органов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

Статья 4. Определение основных понятий 

(в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

В настоящем Законе используются следующие понятия: 

товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена; 

взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного); 

товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами; 

хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели; 

конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; 

недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации; 

доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов; 

-------------------------------------------------------------------------- 

примечание: 

По вопросу, касающемуся установления предельной величины доли

хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего

положения, см. Приказ МАП РФ от 03.06.1994 N 66. 

-------------------------------------------------------------------------- 

монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции; 

монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара; 

монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка; 

приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок; 

группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий: (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли - продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием; 

лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора; (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица; (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица; (в ред. Федерального закона от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

юридические лица являются участниками одной финансово - промышленной группы; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

аффилированными лицами юридического лица являются: (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) если юридическое лицо является участником финансово - промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово - промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово - промышленной группы; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица. (абзац введен Федеральным законом от 06.05.1998 N 70-ФЗ) 

Положения настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.

 

Раздел II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке 

1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию 

1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); 

ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); 

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). 

2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны 

правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

4. Запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). (п. 4 введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Статья 7. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; 

устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов; 

необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; 

необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 

Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

2. Запрещается образование министерств, государственных комитетов, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделение существующих министерств, государственных комитетов или других структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) повышение, снижение или поддержание цен (тарифов); 

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); 

ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов. 

Статья 9. Недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления 

--------------------------------------------------------------------------------- 

примечание: 

По вопросу, касающемуся применения статьи 9,

см. Приказ МАП РФ от 13.11.2000 N 831.

--------------------------------------------------------------------------------- 

Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается: 

заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; 

самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. 

 

Раздел III. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции 

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; 

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

получение, использование, разглашение научно - технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. 

 

Раздел IV. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

(в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

Статья 11. Задачи и функции федерального антимонопольного органа (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

1. К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. 

Раздел сайта: Библиотека / ЗАКОНЫ