
Защита коммерческой тайны
Успех предприятия достигается наличием стабильности в отношениях между предпринимателями, а также между предпринимателями и другими участниками регулируемых отношений, на рынке товаров, работ, услуг. Баланс данных отношений может быть сохранён при условии предупреждения недобросовестной конкуренции. Конкуренты, посредники, контрагенты, а иногда и клиенты, действуя в своих интересах или интересах других фирм, могут стремиться получить сведения об используемых Вами технологиях, поставщиках и источниках сырья, покупателях и пользователях, а так же о персонале Вашей фирмы в целях ослабления ваших позиций или полного удаления вас с рынка. Так же, право на коммерческую информацию может быть передано Вам по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Тогда от её разглашения можете пострадать не только Вы, но и предприятие, передавшее Вам права на бизнес. Задача руководителя состоит в обеспечении безопасного использования коммерческой информации, охране ее конфиденциальности в целях соблюдения интересов обладателей коммерческую тайны.
Тайна будет оставаться тайной только при условии, что её обладатель предпринял все необходимое для её сохранности.
Государство, защищая интересы предпринимателя, принимает комплекс мер в т.ч. на законодательном уровне. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» призван навести порядок в данной области, он даёт определение коммерческой тайне, методам и способам её защиты и устанавливает ответственность за нарушение данного закона.
Если Вы желаете добиться успеха - вам следует принять все необходимые меры по сохранению и развитию своего бизнеса. Однако, в силу ряда причин, предприниматель не всегда может самостоятельно решить проблемы связанные с безопасностью. Обеспечить работу комплекса основных механизмов по защите Вашей коммерческой тайны – наша задача.
Для начала необходимо разобраться во всех понятиях и определениях, установленным Законом «О коммерческой тайне», и выявить все недостатки, возникшие в ходе деятельности вашего предприятия, чтобы определить перечень вопросов, которые нам предстоит решить.
Что такое коммерческая тайна?
Коммерческая тайна – это такой режим конфиденциальности информации, который позволяет её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. А также сама информация, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.
Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну в соответствии со статьёй 5 закона «О коммерческой тайне». Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.
Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.
- Коммерческая ценность информации и ее неизвестность третьим лицам. Неизвестность третьим лицам означает, что информация не должна быть общеизвестна.
- Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе не может считаться коммерческой тайной. Но бывают и исключения, например, такая информация будет считаться коммерческой тайной, если имеются знания, при использовании которых достигается большая экономическая выгода;
- Отсутствие доступа к информации на законном основании. В данном контексте под доступом понимается возможность получения сведений, составляющих коммерческую тайну, на основе законодательных или договорных норм для использования в целях, оговоренных в этих нормах.
Основные признаки коммерческой тайны:
Меры по охране конфиденциальности информации
Невыполнение требования по охране конфиденциальности сводит на нет и первые два признака. Если информация не содержится в секрете, то она доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчен. Таким образом, перестает выполняться условие о том, что "к информации нет свободного доступа на законном основании". А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности.
Меры по поддержанию секретности информации
Классически считалось, что обеспечение безопасности информации складывается из трёх составляющих: Конфиденциальности, Целостности, Доступности. Точками приложения процесса защиты информации к информационной системе являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и обеспечение связи (коммуникации). Сами процедуры (механизмы) защиты разделяются на защиту физического уровня, защиту персонала и организационный уровень.
Конфиденциальность (от англ. confidence — доверие) — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.
Целостность информации (также целостность данных) — информатике и теории телекоммуникаций, который означает, что данные полны, условие того, что данные не были изменены при выполнении любой операции над ними, будь то передача, хранение или представление.
Доступность информации (ресурсов информационной системы) — избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
Консалтинговое агентство по безопасности бизнеса Леопольд АГ предоставляет весь комплекс мер по защите ваших интересов:
Техническая защита - комплекс мероприятий и (или) услуг по защите ее от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на нее в целях уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Организационные меры – проведение мероприятий по ограничению доступа к секретной информации работников организации и третьих лиц.
Юридические (правовые) меры – консультации по федеральному законодательству в сфере информационной безопасности и различных правовых актов.
Раздел сайта: Услуги консалтингового агентства / Услуги агентства для юридических лиц